Бизнес исписал себя до последней буквы. С одной стороны – всегда есть, о чем сказать. С другой – все привыкли к определенной структуре: потребителя ловят на боль, а после ее усиливают. И так до бесконечности, пока у потребителя не начнется отторжение от атакующего со всех сторон клон-контента. Предлагаем разобраться, каких метафор не хочет клиент…
ТЕТЯ ВАЛЯ И ЕЕ БОЛИ
Каждый день на потребителя сваливаются десятки текстов. Маркетологи сразу узнают формулу «боль – ее усиление – призыв – решение». К слову, эта структура успешно работала многие годы.
Потому что все-таки ловить на боль – психологический метод.
С другой стороны – потребитель ведь тоже не без памяти. И когда человек видит шквал похожего контента, задается вопросом: если они такие умные и классные, почему делают рекламу?
Вот как примерно это выглядит на практике.
Тетя Валя хочет освежить квартиру. Муж ушел, остались старый диван да плохие воспоминания. Бюджет небольшой, разумеется. Нужно «дешево и сердито» и к тому же, чтобы еще и жизнь освежилась.
Вопрос: какую рекламу с такими проблемами прочтет тетя Валя?
Вариант 1-й - от гуру отношений: Не можете построить отношения? Боитесь, что останетесь одна?
Вариант 2-й - от гуру, который избавляет от финансового потолка: Боитесь, что не хватит денег до зарплаты? Не от кого ждать поддержки?
Вариант 3-й от гуру преображения: Не нравится ваше отражение в зеркале? Не нравитесь мужчинам?
Вариант 4-й от производителей мебели: не можете найти подходящий диван по демократичной цене?
Мысли тети Вали: «Да, я знаю, что у меня много проблем. Хватит!» И уходит в депрессию от похожей рекламы, которую на нее таргетируют.
Наверняка, вы понимаете тетю Валю, чисто по-человечески. На нас и вправду сваливается слишком много одинакового контента, который напоминает о проблемах, а до их решения дело не доходит. Бюджет-то ограниченный.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Во-первых, писать от души, как бы банально это ни звучало. Мне нравится техника, которую подсмотрела у американского эксперта. Она называется «истории по теме погружения».
Эксперт уверяет: Людям нужно не рассказывать, а показывать.
Как это? Обычно мы читаем: устали от одинаковой одежды? Хочется найти свой стиль?
А можно иначе выразить ту же мысль, к примеру, так:
– Помню 12 декабря я, беременная, проснулась и сказала себе: «Я не хочу выглядеть как бегемот». Да, я на 7-ом месяце, да, я должна быть супер-практичной. Сделать пучок из волос, натянуть пуховик и ждать родов. Но мне хотелось прожить беременность красивой. И тогда я подумала: а почему не создать свой бренд для беременных женщин?
Здесь мы погружаем не в проблему, а в день. И человек, ваш покупатель, должен заявить: «Это же про меня!». И погрузиться в тот день, но уже его жизни, будто создавалось что-то важное для него.
Вот что говорит про хороший контент Мария Кошкина, бизнес-леди из Санкт-Петербурга, которая вокруг искусственных шуб создала целую философию:
– Хороший контент – «близок» вашей аудитории, он доносит до нее тот месседж, который вы задумали. Приведу пример на наших шубах: в них женщина выглядит красиво, не мерзнет зимой в холода, но при этом сокращает спрос на бессмысленные жертвы, в отличие от шуб из животного меха.
Мы делаем так, чтобы потенциальный клиент углядел в нашем контенте себя.
От автора: Я знаю бренд и контент Марии Кошкиной как потребитель. И знаю, потому что влюбилась в истории и позиционирование. Мне нравится, что мне не говорят «Ааа, нет денег – купи искусственную». Наоборот – дают понять, что я причастна к какому-то большому делу. И, выполняя миссию, еще и экономлю.
ПРИДУМАЙТЕ СОБСТВЕННЫЙ «БУТЕРБРОД» СТРУКТУРЫ
Известная писательница из России Лариса Парфентьева придумала собственную структуру текста – текстуру. Этот пункт из ее правил хорошего контента мне очень нравится. Никакой боли, только колбаса и масло. А именно:
– Если вы заметили, все тексты я пишу по определенной структуре. Ее я называю «Бутерброд». Если знать принципы построения бутерброда, то можно создать любой текст, – делится она. – Свою структуру придумать несложно: найдите тексты, которые вам нравятся. Разложите их на кубики «лего»; выясните, из чего состоит каждый, а потом соединяйте их по своему желанию.
И неважно, что Лариса не маркетолог. Ее тексты в социальных сетях читаемы. Ее курсы востребованы. А с фактами, как говорится, не поспоришь.
ОТ ДУШИ ДАЖЕ ОБ УБОРКЕ
– Однажды я подписалась на бизнес-страницу одной российской городской столовой из глубинки. Столовой, ребята! Узнала я о них в каких-то восторженных статьях по поводу их контента. Каждый день я заходила прочитать про котлеты, их директора безумного, как они ругались с копирайтером, выдумки про туристов из других стран, которые специально приезжали в Россию в их столовую. Во все это вплетались исторические сюжеты и проводились под них акции - вот это люди отрывались! Нравилось ли директору столовой, что над ним постоянно потешались? Какая разница, если успех этой бизнес-страницы был бешеный, и у них в столовую очереди выстраивались, – рассказывает предприниматель из Беларуси Елена Симончук, основательница и владелица сервиса по уборке домов и квартир «КлинниБогини».
Основатель «КлинниБогини» советует правило «трёх И», которое использовали ещё в древности при обучении ораторскому искусству: История, Ирония, Искренность.
Она старается его соблюдать - перечитывает и переписывает тексты, пока не понравится читать самой.
– Это хорошая проверка: если вам скучно читать ваш текст, значит, остальным тоже. Нужно максимально расслабиться и начать писать от души, – подчеркивает Елена.
***
На лицо простой вывод: будьте не как все. И как говорил мой шеф, спросите человека труда, а чего он хочет? Так и рождаются совершенно уникальные вирусные цитаты, которые продают много и со вкусом.
Фото из архива героинь и открытых интернет-источников