«Легче грамотно работать с детьми, чем потом лечить взрослых»
«Мы не учим детей бизнесу, хоть и позиционируем себя как бизнес-школа, - сразу расставляет все точки на i Мария Кургузикова, педагог, сертифицированный коуч, тренер неформального образования Бизнес-школы Alfa+
- Ведь не все могут стать бизнесменами, да и не всем это надо. Но каждый может быть успешным и счастливым. И в нашей школе как раз мы помогаем детям развивать навыки, которые важны в жизни любому человеку». Как вырастить из ребенка свободную личность, научить следовать своим желаниям и отвечать за свои поступки, Мария рассказала читателям женского портала EnergyGo.club
- Мария, в бизнес-школе «Альфа-плюс» вы обещаете развить в ребёнке лидерские качества. Выходит, что все люди могут стать лидерами?
- Зависит о того, какой смысл вы вкладываете в это понятие. Для меня лидер – это человек, который не руководит, а создает условия для того, чтобы все, кто находится рядом, раскрывали свой потенциал, брали ответственность за свои действия. Это не перетягивание одеяла, не корона на голове. У лидера на первом месте сам процесс и люди, которые рядом.
- Как такой подход помогает в бизнес-тренерстве?
- В каждом ребёнке прежде всего вижу сильную личность. Поэтому все занятия нашей школы построены с позиции равности. Не так, что я прихожу и говорю, что я главная, и только я буду решать, что важно, а что не стоит внимания. Нет. Объясняю детям, что буду давать информацию, но точно также буду брать её от них. Такое отношение дает им чувство значимости. Дети начинают видеть разницу со школой, где учитель стоит сверху. В школе Альфа-плюс мы на одном уровне.
Задача тренера раскрыть качества человека ненавязчиво. Не ставить ребенка перед фактом: «Давай ты будешь лидером!». Он может не понять, что от него хотят, и закроется в «коробочку». Это должно быть постепенно, мягко и аккуратно.
- Как выбираете темы, о которых говорить с детьми того или иного возраста?
- Здесь мы ничего не придумываем, а работаем по единственной лицензированной в России и Беларуси программе «Матрица карьеры». Её разработали в Новосибирске, и она работает уже 18 лет. По версии «Форбс», это лучшая программа в бизнес-образовании для детей. Все её этапы грамотно разработаны с учётом психологических особенностей школьников с 1 по 11 класс. На каждый возраст своя нагрузка.
Но в тоже время это и не слепое следование программам. Нужно понимать специфику подростков – это постоянная смена настроения, поэтому наши педагоги много импровизируют, чувствуют обстановку. Педагогического образования здесь недостаточно, нужно много учиться дополнительно, читать. Посещать семинары и тренинги. Наши педагоги именно такие. Они понимают ответственность за каждое слово, за ценности, которые несут детям.
- А я, например, могу высказать пожелания, какие бы мне хотелось развить качества у моего ребёнка?
- Какие зоны роста, вы считаете, нужны, с таким будем работать. Исходя из видения родителей, выбираем соответствующий модуль. А в нем уже будут гармонично сочетаться темы коммуникации, лидерства, самоорганизации, и моменты, на которых акцентировали внимание папа и мама.
- С какими запросами чаще всего приходят родители?
- Те, кто к нам приходит, обычно имеют представление, что такое «Альфа-плюс». Если не знают, то мы рассказываем, что не будем учить их детей бизнесу, хоть и называемся бизнес-школа. Согласитесь, не все могут стать бизнесменами, да и не всем это нужно, но каждый может быть успешным и счастливым. И в нашей школе детям как раз помогают развивать навыки, которые важны в жизни любому человеку: как успешно довести дело до конца, отстоять свою точку зрения, успешно вести переговоры, приобрести уверенность, стать самоорганизованным, как не волноваться и сохранять спокойствие в критических ситуациях.
Сейчас все говорят о проблеме загруженности детей: у школьников масса дополнительных уроков, репетиторы с первых классов. Не все справляются с такой нагрузкой, не всегда задания дают по возрасту. И здесь вылезает еще одна проблема - реализация на детях амбиций взрослых. Дети заканчивают школу, идут в университет, потому что так захотели их родители. А на втором курсе бросают, потому что понимают, что это не то, что им нужно. Родители начинают громко страдать: «Мы тебе столько дали, столько в тебя вложили, а ты…»
Для того, чтобы этого не было, нервы детей, родителей оставались в порядке, в пустую не тратились ресурсы, финансы, и существует наша бизнес-школа. Одна из наших задач показать, что есть и другие пути: ребёнок может пойти своей дорогой и быть успешным и счастливым.
- У моей знакомой в Москве была школа, похожая на вашу, – бизнес-инкубатор. Темы примерно те же. Начинался бизнес неплохо, а потом, говорит, посыпались финансовые трудности. Из-за того, что родителям не получилось объяснить, почему их дети должны учиться в её школе. Ведь если ребенок хорошо написал контрольную по математике, виден эффект от репетитора. А результат учёбы в бизнес-школе может проявиться лет в 25-30. Как вы доносите родителям важность неклассического образования для ребенка? Как рекламируете себя?
- Я думаю, здесь многое решает искусство продаж. Нужно, чтобы на первом месте была не финансовая выгода, а потребность родителя. У нас нет цели убедить, что папам и мамам это позарез нужно. Однозначно нет. Мы объясняем, что это необходимо для спокойствия за своих детей, для уверенности в том, что они - хорошие родители, которые воспитали самостоятельных, ответственных, уверенных в себе людей.
Вообще, конечно, в любом бизнесе никто не застрахован. Вы рассказываете про девушку из Москвы, но я вам скажу, что сфера образования в контексте бизнеса в Могилеве еще более непростая тема. Тем не менее, многое зависит от целей и мотивации. Мне нравится позиция нашего директора – нужно развивать тот город, в котором мы живем, в котором растут наши дети.
Сильной стороной бизнес-школы «Альфа-плюс», на мой взгляд, является ещё и то, что в ней преподают педагоги-практики. Например, я до бизнес-школы всегда была на практической работе – с воспитанниками детского дома, в общественных организациях, на городском интернет-портале. И у нас такой подход: я не могу преподавать тему продаж, если я не практик в этой сфере. Мои темы – коммуникация, разрешение конфликтных ситуаций, конструктивные переговоры, командообразование. Они мне нравятся, и я с ними работаю. Наши тренеры – все практики. В будние дни они заняты каждый в своей сфере деятельности.
Говоря о рекламе, на практике мы ощутили, что самая лучшая – это сарафанное радио. Родители видят результат, замечают, что их дети становятся более уверенными, раскрываются, выстраивают пути коммуникации. Оказывается, сегодня даже в школе не так просто найти друга. А у нас дети учатся общаться вне школы. Старшеклассники учатся принимать решения – ругаться или мириться и как это делать правильно. Как отстоять свою точку зрения. Как не поддаться влиянию. И от их мам и пап про нас узнают другие люди, которые также приводят своих детей.
- Мы говорим о большой нагрузке на школьников, но при этом они с удовольствием идут на занятия в Альфа плюс . Как вам удается усадить их за парты?
- Есть масса хорошей литературы на эту тему, десятки вебинаров. Но если говорить буквально, то как раз-таки за парты мы никого не усаживаем. На занятиях мы не сидим на стульях, а постоянно передвигаемся. Наша задача погрузить детей в практику через игру. Чтобы им было комфортно, каждое упражнение подводим под результат. Мы поиграли. А зачем мы это сделали? Какие компетенции развиваются, что мы увидели в процессе?
- Мария, вы отметили, что сейчас детям сложно найти друзей в классе. Как вы считаете, в вашем детстве с этим было проще?
-Когда я стала погружаться в тему подростков, их восприятия мира, стала опрашивать знакомых, как им было в школе. Спрашивала у мужа, мамы, родственников, друзей. Мало кто сказал, что это было счастливое время. Но лично мне повезло, у меня было все хорошо.
Если говорить про наши дни, то скажите, как ребёнок может думать про дружбу, учиться дружить, если он постоянно находится не в дружественной ему атмосфере, а в состоянии конкуренции со всеми, кто его окружает?
Конкуренция создается многими факторами. В первую очередь со стороны родителей, которые ежедневно транслируют ребенку: «Ты должен быть лучшим». Не отстают и педагоги, и отчасти это нормально. Здоровая конкуренция должна быть. Но в условиях большой нагрузки и постоянной конкуренции у детей просто нет никакой возможности взаимодействовать не на темы учебы. Дети могут находиться в одном классе и не знать, у кого какие интересы. Многие закрываются в себе.
Зачастую именно поэтому иногда ребенка невозможно оторвать от гаджета, потому что там, в ненастоящем мире, он чувствует себя лучше и спокойнее, чувствует себя полноценным. Конечно, это иллюзия, но она имеет место быть.
- Но что плохого во фразе «Ты должен быть лучшим»? Ведь родители таким образом хотят мотивировать ребенка на результат.
- Есть большая разница между фразами «Ты лучший» и «Ты должен быть лучшим». Слово «должен» прямо режет слух. Получается, что только таким образом можно заслужить родительскую любовь. В то время как ребенок должен слышать от мамы и папы: Я тебя люблю за то, что ты есть. Я люблю тебя, когда ты приносишь двойку, когда ты приносишь десятку. Я люблю тебя, когда ты кричишь. Я люблю тебя просто потому, что ты мой ребенок. А не из-за того, что ты что-то там должен.
Не зря говорят, что легче грамотно работать с детьми, чем потом лечить взрослых. Многие, на первый взгляд, мотивирующие фразы, могут нанести ребёнку психологическую травму.
- Однажды в Сколково девушке-предпринимателю я задала вопрос: если бы ваш голос был значим в правительстве, чтобы вы привнесли в систему образования, чтобы улучшить процесс взросления наших детей? Она ответила, что создала бы Министерство Семьи. На её взгляд, из-за того, что тема семейных ценностей утеряна, много разводов, много детей растет с психотравмами. Как бы вы повлияли на систему образования, если бы у вас была такая возможность?
- Трудно сказать. Мне хотелось бы, чтобы и целью сферы образования, и родителей было вырастить свободную личность, а не раба, который будет выполнять желания всех вокруг, но только не следовать своим собственным. Фразу «свободная личность» каждый понимает по-своему. Я же имею в виду воспитывать не беспринципных, а осознанных людей, которые понимают, что за свои действия они берут ответственность.
У нас как получается: за каждое действие детей ответственность берут их родители и так продолжается, даже когда «малышам» уже по 30-40 лет. Но в данном случае это не от государства идет, а прежде всего из семьи. Дети смотрят на родителей, какие у тех ценности, как мама с папой общаются, как они относятся к бабушке с дедушкой, как - к домашним животным. Смотрят и учатся, строят свои отношения с миром.
И система наша больше нацелена на рабов. Она не заинтересована в том, чтобы люди думали, сами принимали осознанные решения. Ведь гораздо удобнее, когда человеком можно манипулировать, например, с помощью рекламы. Здесь очевидна прямая выгода компаний в продажах. В производстве и рекламе крутятся большие деньги. Кому нужны потребители, которые не хотят потреблять то, на что им указывают?
Нельзя не согласиться и с тем, что у нас нет института семьи. Его нужно возрождать. Нужно ставить и решать вопросы гендерного неравенства, насилия в семье.
- Личный вопрос: какие ценности транслируются в вашей семье?
- Главная для меня - ценность общения. Доверять и обо всём разговаривать. Я доверяю своему ребенку. Если у него есть вопрос, я всегда найду ответ. И ответ на том уровне, на котором он сейчас нужен.
Я отрицательно отношусь к ненормативной лексике. Не употребляю эти слова. У меня выстроены хорошие отношения с родителями мужа. Они принимают и разделяют то, что важно для меня и для всех нас. Мы стараемся как можно больше быть вместе. У нас нет развлечений, где занят кто-то один: вместе мы путешествуем, ходим в театр, в кино, в аквапарк. Если нет возможности собраться всем, берем тех, кто есть.
Мое отношение к детям, к людям, к семье сложилось, благодаря моим маме и бабушке. В детстве у меня не было рамок, у меня не проверяли уроки, не ругали за двойки. Я даже возмущалась по этому поводу. Но при этом сама одевалась, сама делала уроки. И за это я им благодарна.
- На днях вы проводили двухдневный интенсив для взрослых. С каким возрастом легче работать?
- Как правило, на обучающие тренинги и семинары для взрослых приходят люди, которые понимают, что им нужно, знают, какую ценность получат на занятиях. Их задача эту ценность принять. Каждый возьмет так, как чувствует. Моя задача направить их в русло созидания, а не разрушения. И для них самих, и для окружающих. Лично мне со взрослыми работать интересно, это всегда открытый диалог.
Но в тоже время у каждого взрослого человека личных историй накопилось вагон и маленькая тележка. Во многом то, как они вовлекаются, как решают задачи, говорит об их личности и семье. В ближайшее время мы планируем запустить мастер-классы «Мама+дочка», «Папа+сын», чтобы в процесс общения и развития вовлекалась вся семья. Готовим разные темы, не всегда связанные с бизнесом. Например, для мамы и дочки уроки макияжа, где они будут осваивать техники вместе. Совместные занятия и для папы и сына, чтобы у них была возможность узнать друг друга. Для людей, живущих в одном доме, странно звучит, правда? Но сейчас такое время. Родители, как белки в колесе, стремятся обеспечить материальную сторону жизни. У ребенка такой график, что ему дружить-то некогда, не то, чтобы с родителями время проводить. А в рамках занятий в бизнес-школе «Альфа-плюс» мы предоставим такую возможность.
- От родителей в сторону взрослеющих детей можно услышать: «Невозможный», «Больше не могу!», «Достал!». Мария, вы работаете с подростками. Какие они сейчас и что им нужно?
- Наши подростки замечательные! А нужно им, чтобы их слушали и слышали. Если быть к ним внимательными, то можно понять, что каждый из них хочет. Нужно уметь и главное хотеть их видеть. Замечать проблемы, с которыми они сталкиваются. Много о чем может сказать тело ребёнка. Еще больше – его слова.
Если подросток не хочет разговаривать, а такое часто бывает, нужно просто быть рядом. Это психология взаимоотношений с этим возрастом. Вспомните себя, легко у вас проходил данный период? Я бы не задавала вопрос, какие сейчас подростки, а спросила, какие родители.
Дети замечательные. Им нужна любовь, забота, ненападение. Им нужно, чтобы уважали их границы. Если родители не придерживаются границ, дети тоже будут их нарушать. В отношении ценностей, родителей, всей семьи, общества.
- Подростки наши замечательные. А чего не хватает для счастья взрослым, которые их приводят?
- У взрослых очень много страхов, навязанных обществом, семьей, личным жизненным опытом. Но все нуждаются в искренней любви, в принятии их такими, какие они есть. С их плюсами, и минусами.
Сейчас многие учат: обидели – дай сдачу. Я не приверженец такой теории. Мне ближе Библия, где написано – «подставь вторую щёку». Но только не с позиции жертвы. Попробуй полюбить этого человека. Если он бьет, значит, есть какая-то причина, наверняка этот человек глубоко несчастный. У счастливых людей нет такой потребности.
Я не успеваю читать художественную литературу, но у меня есть возможность читать сказки с детьми. Если какие-то истории мне запоминаются, рассказываю их на тренингах. Недавно попалась замечательная сказка про ёжика, который шел по лесу и всех пинал. Повстречалась ему улиточка, и он подумал: «Какая противная!». А она говорит: «Ежик, ты такой замечательный». Он не понял: «Как это, я замечательный?». А она: «Твои иголочки светятся на солнце». Он подумал, если так, то почему меня все боятся? А у него всего-то была мозоль, которая приносила ему страдания. Чтобы ему стало легче, улиточка дала ежику подорожник.
И теперь я детям рассказываю про правило подорожника: давайте, если у кого-то что-то болит, будем давать друг другу подорожник. И это замечательный инструмент.
Познакомиться с нами поближе можно здесь:
https://alfa-plus.by/ - официальный сайт
https://vmogileve.by/education/alfa-plus/ - о нас пишут
https://www.instagram.com/alfaplusschool/ - аккаунт Бизнес-школы Альфа-плюс в Инстаграм
https://www.instagram.com/mashakurhuzikova/ - Мария Кургузикова в инстаграм